Что такое дженерик?
Дженерик (англ. Generic, в русском иногда - генерик, женерик) или воспроизведенное лекарственное средство - препарат, на которое закончился срок патентной защиты.
В медицине имеет смысл "непатентованный", препарат, производимый по аналогичной технологии, из того же исходного сырья, что и оригинал.
Как правило, дженерики начинают производиться после окончания срока действия патента на оригинал, но в некоторых странах, в том числе в Индии, они выпускаются и до срока окончания патента.
Дженерики действуют так же, как и оригинал?
Да, дженерики обладают теми же лечебными свойствами, поскольку в них содержатся те же активные ингредиенты, что и в оригинале.
Чем объясняется более низкая цена дженерика?
На разработку нового оригинального препарата фирмы тратят 10-15 лет, причем исследовательская деятельность идет сразу по многим направлениям. К сожалению, не все новинки оказываются эффективными и на рынок они не выходят, следовательно, все инвестиции не окупаются.
Поэтому эти расходы приходится компенсировать за счет увеличения продажной цены препарата, который оказался удачным и восстребованным на рынке.
Фирмы, производящие дженерики, побочных расходов не несут, их задача - повторить то, что разработано до них. Отсюда и более доступная для потребителя стоимость.
Дженерик фактически дублирует оригинал?
Если рассмотреть химический состав того и другого, окажется, что на самом деле это не дубликаты: основные компоненты общие, а сопутствующие примеси - разные. Примеси на лечебный процесс влияния не оказывают.
НАДО ЛИ БОЯТЬСЯ ДЖЕНЕРИКОВ?
Лекарственные препараты, пожалуй, являются одним из самых демократичных товаров, который покупают все, начиная от малообеспеченных и кончая миллиардерами. Только одни могут позволить себе ацетилсалициловую кислоту, другим подавай аспирин от фирмы Байер. Кстати, ежегодное употребление аспирина составляет более 50 миллионов упаковок в год. А по сути, это то же самое.
Сравнительно недавно в лексиконе специалистов появилось слово Дженерик–Генерик-Женерик- красивое слово, несущее в себе большое смысловое значение.
Википедия дает такое определение: « (англ. Generic) или воспроизведённое лекарственное средство – препарат, на который закончился срок патентной защиты», что, в основном, совпадает с определением, данным ВОЗ: «Под термином дженерический лекарственный препарат следует понимать такой лекарственный препарат, который предназначен для возможной замены инновационного лекарственного препарата, он выпускается без лицензии компании, производящей инновационный лекарственный препарат, и размещается на рынке после окончания срока действия патента или других исключительных прав».
На создание нового лекарственного препарата требуются значительные финансовые средства и длительное время – от нескольких сотен миллионов долларов до миллиарда и до 10-15 лет. Кроме разработки формулы активного вещества необходимо разработать технологию его производства, определить эффективность и побочное действие, начиная с испытаний на клетках и заканчивая добровольцами, провести соответствующие рекламные компании.
В среднем срок действия патента около 25 лет, и за оставшиеся 10-15 лет фирма-производитель должна возместить свои затраты и получить прибыль, поэтому стоимость патентованных лекарственных препаратов очень высокая, но качество гарантированное.
Дженерик обходится гораздо дешевле. Производителю не надо разрабатывать технологию производства, не нужно тратиться на рекламу и раскрутку бренда – слова, отличающиеся от уже известных на несколько букв, воспринимаются как оригинальные, и, кроме того, становятся известны дополнительные осложнения. Естественно, дженерики стоят на порядок дешевле, чем патентованные средства, и раскупаются значительно быстрее.
Дженерик – фактически подделка, но качественная и легальная. Производитель дженерика юридически регистрирует свой бренд, а чтобы избежать обвинений в нарушении авторский прав, меняет одну-две буквы в названии товара.
Фирмы-производители болезненно реагируют на появление дженериков. Иногда с целью получения дополнительных прибылей сторонние производители несколько меняют технологию производства, что иногда снижает эффективность препарата и наносит ущерб репутации фирмы.
Кроме того, появляются новые лекарственные препараты этой группы – более эффективные и лишенные побочного действия, но из-за дешевизны больные используют дженерики.
От дженериков следует отличать копии и собственно подделки. Копии – это лекарственные препараты, которые воспроизводятся с нарушением прав патентной защиты. Иначе – пиратская продукция, как видеофильмы и компьютерные программы. А подделка – это когда активное вещество заменяется менее активным (но дешёвым) или просто нейтральным (мел, сода и др.)
На российском рынке доля дженериков составляет около 95%, в США – 10-15%, в Японии – 25-30%, в Германии – 35%, во Франции – 50%, в Англии – 55%, в Италии – 60%, в Канаде – 64%.
Таким образом, бояться дженериков не нужно, а следует учитывать, что: дженерик содержит то же активное лекарственное вещество (субстанцию), что и оригинальный (патентованный) препарат; он отличается от оригинального препарата вспомогательными веществами (неактивными ингредиентами, наполнителями, консервантами, красителями и др.) и различия наблюдаются в самом технологическом процессе производства дженериков.
Рассказать друзьям: